Визитка проекта

Информация об авторе проекта
ФИО Прокудина Ирина Владимировна
Город, область п. Пангоды Надымского района ЯНАО
Номер или название школы МОУ "Центр образования""
Информация о проекте
Название проекта"Калейдоскоп стран мира"
Девиз, слоган, цитатаПознание стран мира - украшение и пища человеческих умов. (Леонардо да Винчи)
Краткая аннотацияУчебный проект реализуется в рамках изучения темы «Части света» по программе «Окружающий мир» (для четырехлетней начальной школы) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин или в рамках изучения темы "Путешествуем по городам и странам" по программе "Окружающий мир" А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Необходимость подготовить встречу делегаций разных стран и организовать комфортное пребывание гостей на территории России мотивирует учащихся познакомиться с государственными устоями, национальными традициями, культурой и особенностями жизни основных мировых держав. Учащиеся проводят исследования в разных областях: истории, литературе, искусстве. Результаты представляют в виде различных продуктов проектной деятельности (презентаций, информационных плакатов, рекламных буклетов, on-line визитных карт, карт познания и др.)
Предметная областьокружающий мир
Межпредметные связи литература, искусство, история
Возраст участников обучающиеся 3-4-х классов
Приблизительная продолжительность проекта 10 уроков, 5 недель
Основа проекта
Образовательные стандарты
 Учебный сетевой проект «Страны мира в гостях у России» может быть реализован в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в 3 или 4 классе (в зависимости от УМК). Участие в проекте поможет более глубоко раскрыть темы "Страны мира", "Путешествие по городам и странам", сформировав общее представление о многообразии стран, народов, традиций и обычаев на Земле. 

Актуальность данного проекта заключается в том, что он даёт возможность ребёнку учиться познавать мир, осознавать ценности, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём, ставить проблемы, искать и находить свои решения; учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете. 

В процессе проекта будут формироваться и развиваться основы «умения учиться» и способности к организации своей деятельности - умение формулировать цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и ее оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. 

Участие в проекте способствует: 

1) в сфере личностных универсальных учебных действий формированию:- внутренней позиции учащегося; 

- ориентации на нравственные нормы. 

2) в сфере регулятивных универсальных учебных действий формированию: 
- умения контролировать и оценивать свои действия; 
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 
3) в сфере познавательных универсальных учебных действий научатся: 
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; 
- использовать знаково-символические средства, в том числе широкий спектр логических действий и операций. 
4) в сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения: 
- учитывать позицию собеседника; 
-организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; 
- адекватно воспринимать и передавать информацию; - отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, в частности в текстах.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами проекта является формирование следующих умений: 
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; 
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; 
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей, правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); 
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; 
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; 
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий: 

Регулятивные УУД: 
  • умение определять, принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; 
  • умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему и искать средства её решения; 
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
  • умение высказывать свою версию, предлагать способ её проверки; 
  • умение, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); 
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
  • умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. 
Коммуникативные УУД: 
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 
  • умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 
  • умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст. 
  • умение вступать в беседу со сверстниками и взрослыми. 
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 
Познавательные УУД: 
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. 
  • умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. 
  • умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках. 
  • умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 
  • умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. 
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 
Предметные результаты: 
Филология 

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке: 
  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; 
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 
Иностранный язык: 
  • сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. 
Обществознание и естествознание (Окружающий мир): 
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 
Искусство 
Изобразительное искусство: 
  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 
  • владение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 
  • овладение элементарными практическими умениями … в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). 
Музыка: 
  • сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; 
Технология 
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; · приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопросПочему нужно знать и уважать традиции и обычаи других народов мира?
Проблемные вопросы учебной темыПочему не всегда легко общаться с представителями других стран, даже зная язык?
Может ли страна существовать обособленно без внешних связей с другими странами?Чего больше сходств или различий между странами? Людям каких профессий необходимо знать традиции и обычаи народов мира?
Частные вопросы учебной темыЧто такое государственные символы страны?
Что такое суверенитет?Что такое политика?Почему все страны имеют союзников? Чем славятся страны мира?
План оценивания

  • до проекта
Форма для регистрации участников
Таблица "Знаю - Интересно - Узнал-Как узнал"
Мозговой штурм с использованием Стартовой презентации
Стартовая рефлексия "Я в проекте"

  • в ходе проекта
Таблица продвижения "Шаги к успеху"
Бланк самоконтроля
Таблица личного участия в проекте
Дневник страноведа 
Взаимооценивание 3 этапа 
Оценивание экспертов на этапе 4

  • по окончании проекта
Итоговая рефлексия для участников
Итоговая рефлексия для координаторов
Итоговая рефлексия в форме синквейна
Описание методов оценивания- Мозговой штурм с использованием Стартовой презентации - представление проекта, выявление заинтересованности детей, побуждение к участию в проекте. Для выявления первоначальных представлений и определения потребностей учащихся при проведении стартовой презентации обсуждаются основополагающий и проблемные вопросы, что позволяет актуализировать знания по теме, оценить уровень понимания материала, ошибочные мнения.

Таблица "Знаю - Интересно - Узнал - Как узнал" - по результатам вводной беседы ученики начинают заполнение индивидуальных Таблиц З–И–У-К, определяя свой уровень компетентности, свой интерес к теме проекта. Это помогает учителю наметить направления взаимодействия с командой. Работа с таблицей “З-И-У-К” ведется на протяжении всего проекта. Обсуждения в ходе работы с картой развивают коммуникативные навыки, визуально показывают ученикам их путь к новым знаниям, уровень успешности каждого. Постепенное заполнение таблицы позволяет учащимся осознать, что новые знания строятся не на пустом месте, а на фундаменте прежних знаний, новые знания встраиваются в структуру прежних.
- Карта познания - позволяет визуально оформить направления познания и обозначить этапы работы над проектом. Постепенное пополнение Карты познания позволяет фиксировать приращение знаний и умений.
Таблица продвижения "Шаги к успеху" - организует наблюдение за процессом продвижения команды в проекте. А также позволяет организовать взаимооценивание работ команд на основе критериев.
Таблица личного участия в проекте - даёт возможность каждому участнику команды отметить своё участие в проекте, свой вклад в общий успех. Каждый участник имеет возможность получить информацию и проанализировав её, скорректировать свою деятельность, развивает умение критично относится к результатам собственного труда.
Бланк самоконтроля - помогает учащимся спланировать ход выполнения задания, распределить роли, выполнить и правильно оформить задание, опубликовать на странице команды, а также необходимы для самооценки и взаимооценки результатов и процесса деятельности при разработке презентаций, в ходе исследования и анализе его результатов, в подготовке ответа (вывода) на каждом этапе. Критерии оценивания рассматриваются на этапе осмысления и планирвоания заданий каждого этапа, а также перед публикацией работы для самоконтроля. 
- Итоговая рефлексия - проводится в конце проекта при подведении итогов работы. Команды отвечают на основополагающий и проблемные вопросы проекта, координаторы и каждый участник дают самооценку своей работы, отвечают на вопросы анкеты и пишут отзывы о проекте.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
  • первоначальные навыки работы на ПК; 
  • первоначальные навыки работы в Интернете; 
  • первоначальные умения планировать свою деятельность; 
  • умение следовать инструкции; 
  • умение работать в команде; 
  • первоначальные представления о целостности мира; 
  • первоначальные умения работы с политической картой мира; 
  • первоначальные знания о рассах, народах и странах мира;
  • первоначальные представления о видах искусства.
План проведения проектаДо проекта:
1. Знакомство учащихся, родителей, учителей с материалами проекта
2. Получение согласия родителей на участие детей в проекте
3. Регистрация команды в проекте. 
4. Регистрация каждого участника команды в проекте.
5. Демонстрация стартовой презентации:
Обсуждение проблемных вопросов стартовой презентации
Создание команды
Заполнение таблицы "Знаю - Интересно - Узнал - Как узнал"
Заполнение стартовой рефлексии "Я в проекте"
Знакомство с правилами работы в команде
Знакомство с правилами безопасности работы в сети Интернет
6. Создание страницы команды по шаблону


В ходе проекта:
Подготовительный этап. Знакомство.
1. Создание метки на Google-карте проекта
2. Выбор страны для изучения
3. Составление карты познания страны и размещение ссылки на карте проекта
4. Заполнение бланка самоконтроля
5. Игра "Страны мира в ребусах"
6. Заполнение Таблицы продвижения "Шаги к успеху"
7. Заполнение Таблицы личного участия в проекте

1 этап. Встреча делегаций.
1. Знакомство с государственными символами стран мира.
2. Создание информационного плаката
3. Викторина "Государственные символы"
4. Заполнение Таблицы продвижения "Шаги к успеху"
5. Заполнение Таблицы личного участия в проекте

2 этап. Мировая ярмарка.
1. Изучение национальных богатств стран мира
2. Создание рекламного буклета
3. Знакомство с рекламными предложениями других стран
4. Оформление бизнес-предложения стране-партнёру
5. Заполнение Таблицы продвижения "Шаги к успеху"
6. Заполнение Таблицы личного участия в проекте
7. Игра-кроссворд "Родина предметов"


3 этап. Званый ужин.
1. Знакомство с традициями и особенностями кухни стран мира
2. Оформление "заявки" на покупку традиционных для страны продуктов в форме облака слов
3. Исследование в торговом центре
4. Сравнение традиционных блюд страны - гостьи и национальных блюд народов, проживающих в России (каждая команда сравнивает с традиционными блюдами места проживания)
5. Составление меню для званого ужина
6. Взаимооценивание 
7. "Кулинарный поединок" с участием родителей
8. Заполнение Таблицы продвижения "Шаги к успеху"
9. Заполнение Таблицы личного участия в проекте


4 этап. Фестиваль талантов.
1. Знакомство с искусством страны-гостьи
2. Организация фестиваля талантов среди участников команды (все номера должны отражать культуру страны-гостьи)
3. Подготовка концертного номера для мирового фестиваля талантов и представление его на Фестивале
4. Предоставление видеосъёмки концертного номера (при условии согласия родителей!!)
5. Оценивание экспертами представленных концертных номеров
6. Викторина "Родина книжных героев"
7. Заполнение Таблицы продвижения "Шаги к успеху"
8. Заполнение Таблицы личного участия в проекте


Заключительный этап. Парад мировых делегаций.
1. Создание виртуальных визитных карточек стран мира
2. Размещение на карте проекта ссылок на виртуальные визитные карточки
3. Оформление ответа на основополагающий вопрос в форме синквейна
4. Заполнение Таблицы продвижения "Шаги к успеху"
5. Заполнение Таблицы личного участия в проекте
 
После проекта
1. Заполнение таблицы З-И-У-К
2. Итоговая рефлексия
3. Заполнение Анкеты участниками команды
4. Заполнение Анкеты координаторами команд
5. Выдача сертификатов
Продукты проектной деятельности детейСтраница команды в проекте (Например, команда Новое поколение - Новокузнецк)
Информационный плакат "Встреча делегаций"
Подшивка рекламных буклетов
Сборник кроссвордов "Родина предметов"
Меню "Кухни народов России для иностранных гостей"
Фестиваль талантов из концертных номеров стран мира 
Карты познания и Виртуальные визитные карточки стран мира, ссылки на которые размещаются на Карте проекта "Калейдоскоп стран мира"
Форма проведенияСетевая игра
Правила для участников
 Правила работы в команде 
1. Обращаясь к собеседнику, называй его по имени
2. Не перебивай собеседника, выслушай его до конца и тогда задай ему уточняющий вопрос, если ты что-то не понял
3. Свое мнение высказывай негромко, но четко и твердо
4. Не бойся высказать свое мнение, но уважай и принимай во внимание точки зрения других участников5. Старайся быть вежливым и доброжелательным
6. Не отказывайся от предлагаемой помощи и сам помогай другим
7. Главное - не соперничество, а взаимопомощь.
А также 
8. Будь активным на каждом этапе проекта
9. Читай инструкции, пользуйся обучалками.
10. Смотри как делают другие и делай еще лучше.
11. Задавай вопросы.
12. Совершенствуй работу столько, сколько считаешь нужным.
13. Изучай материалы раздела "С пользой для дела"
14. Делись созданными работами
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материалаЗадания проекта могут выполнять учащиеся с разным уровнем развития. Слабый ученик в данном проекте может быть собирателем информации, оформителем собранного материала, фотографом. Ученики-интроверты могут выполнять индивидуальное задание самостоятельно с последующим его обсуждением в команде. При выполнении заданий даны инструкции в разделе "С пользой для дела" и представлены образцы выполнения работ.
Ученик, для которого язык преподавания не родной Для ученика, для которого язык преподавания не родной. Использование переводчика Google. Работа в паре с сильным учеником, совместное выполнение заданий. Во время участия в проекте данные учащиеся могут вести словарик незнакомых слов, развивать речь при обсуждении выполнения заданий проекта. Также у таких учеников есть возможность оставлять небольшие комментарии на страничке команды, что будет способствовать лучшему изучению русского языка.
Одаренный ученикОдарённый ребёнок – это ученик с креативным мышлением, с потребностью получить от проекта максимум учебной информации. Такие дети могут самостоятельно выполнить задания. Если при этом учитель скажет, что для класса это большая поддержка, то такой приём будет способствовать повышению значимости ребёнка в классе, повышению его личной мотивации. Одарённым детям можно предложить оказывать помощь другим участникам команды, систематизировать собранный материал, выполнить загрузку и оформление материала на страничке команды, создать презентации и др. Для одаренного ученика на странице "С пользой для дела" много дополнительного учебного материала, который он может изучить самостоятельно и затем использовать в урочной и внеурочной деятельности. В команде выполняют роль консультантов.
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта
Оборудование Фотоаппарат, компьютеры, принтер, цифровая камера, конференц-оборудование, сканер.
Программное обеспечение Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, графические редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, драйвера на принтер и сканер.
Материалы на печатной основе
  1. Окружающий мир. 2 класс. Наша планета Земля. В 2 ч. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. 4-е изд., перераб. - М.: 2012. — Ч.1 - 144с., Ч.2 - 128с. 
  2. Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А. 3-е изд. - М.: 2013. — 175с. + 175с. 
  3. Атлас. Природоведение. 3-5 классы. С контурными картами. М.: "Картография", 2014. - 64 с. 
  4. Передерей Н. "Лучшие рецепты народов мира" 
  5. Кухня народов мира. - Эксмо, 2011. - 128 с.
  6. Intel: «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: Учеб. Пособие. – 10-е изд., перераб. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010. – 168 с. + CD.
Другие принадлежности, если необходимоФотоаппарат, видеокамера
Информационные источники в Интернете
  1.  Интернет-угрозы // Интернет проект для несовершеннолетних «Подросток и закон». - 2010 [Электронный ресурс]. — URL: http://podrostok.edu.yar.ru/safety/ (дата обращения: 01.04.2014). 
  2. Всемирная география. - 2000 [Электронный ресурс]. — URL: http://worldgeo.ru/ (дата обращения: 01.04.2014). 
  3. Все страны мира. [Электронный ресурс]. — URL: http://stranymira.com/(дата обращения: 01.04.2014). 
  4. Википедия [Электронный ресурс]. — URL:http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 01.04.2014). 
  5. Кухни мира [Электронный ресурс]. — URL:http://kuking.net/cuisine.htm (дата обращения: 01.04.2014). 
  6. Кухни народов мира [Электронный ресурс]. — URL:http://eda-recepty.com/catalog/natsionalnaya-kuxnya (дата обращения: 01.04.2014). 
  7. Достопримечательности стран мира [Электронный ресурс]. — URL: http://www.retravel.ru/(дата обращения: 01.04.2014). 
  8. Культура разных стран [Электронный ресурс]. — URL:http://www.kuljturastran.ru/ (дата обращения: 01.04.2014). 
  9. Национальный этикет [Электронный ресурс]. — URL:http://www.knigge.ru/national_rules.html (дата обращения: 01.04.2014). Костюмы народов мира [Электронный ресурс]. — URL:http://www.costumehistory.ru/view_cat.php?cat=13 (дата обращения: 01.04.2014).
Web-сервисыGoogle Apps, Spiderscribe.netCacoo.comPopplet.com, Dipity, Timerime.com, Learningapps.org, Wordle.netTagxedo.com
Организация взаимодействия с координаторами командДетский форум взаимопомощи 
Форуме для координаторов
Google - сообщество "Калейдоскоп стран мира"
Стартовая презентация 
Буклет для родителей
Бланк самоконтроля
Инструкция к каждому этапу на страницах блога
Подведение промежуточных итогов каждого этапа в таблице "Шаги к успеху":
Публикации на блоге, рассылка координаторам команд
Примечания авторов проектаТворческих всем успехов!

1 комментарий:

  1. Уважаемая Ирина Владимировна, у вас получился очень интересный и содержательный проект, с огромным воспитательным потенциалом. Проделана большая работа, результат очевиден. Огромное Вам спасибо. Желаю Вам новых творческих успехов.
    Т.В. Горох

    ОтветитьУдалить